Дорожная одежда

Жесткие одежды обладают значительным сопротивлением изгибающим усилиям. Цементобетонные плиты, будучи жесткими конструкциями, при достижении в них растягивающих напряжений выше предела прочности, разрушаются с образованием трещин при незначительном прогибе. К нежестким относятся все остальные типы дорожных одежд. В нежесткой дорожной одежде различают конструктивные слои—покрытие и основание. Покрытие — верхний слой дорожной одежды, непосредственно воспринимающий давление от автомобилей и подвергающийся воздействию атмосферных факторов. По этому слою дорожной одежды проходят сотни и тысячи грузовых и легковых автомобилей, автобусов и прицепов различного веса и с различной скоростью. Дождь и снег, гололед, мороз и жара в первую очередь коснутся покрытия дорожной одежды. Именно покрытие определяет главнейшие качества дороги: безопасность и возможную скорость движения автомобилей и транспортно-экономические показатели их работы, а также долговечность дорожной одежды.

Поэтому покрытие устраивают обычно из более прочных материалов. Оно может состоять из слоя износа, периодически возобновляемого в процессе эксплуатации (например, поверхностная обработка), и основного слоя, который укладывают на основание. Основание — часть дорожной одежды, обеспечивающая совместно с покрытием передачу усилий от проходящих автомобилей на земляное полотно дороги. В отдельных случаях в дорожной одежде может и не быть четко выраженного деления на покрытие и основание, и вся одежда может состоять из одного слоя. Примером могут служить простейшие конструкции дорожных одежд, состоящие из слоя гравия, щебня или другого материала. При проектировании автомобильной дороги специальным расчетом определяют толщину дорожного покрытия в целом и каждого слоя отдельно и назначают материалы для этих слоев.