Определение информационной емкости

Из изложенного следует, что водитель определяет свои действия по управлению автомобилем на основании информации, содержащейся в некоторой группе сигналов элементов дорожной обстановки. Размеры этой группы определяются объемом оперативной памяти. Выше отмечалось, что информационная емкость дорожной обстановки, так же как и информационная емкость ее элементов, является непрерывно варьирующим признаком. Поэтому представляется очевидным, что информация, имеющаяся у водителя о дорожной обстановке на том или ином участке, изменяется в момент приема им нового сигнала. Основным путем, по которому информация об условиях движения поступает к водителю, является его зрение. Следовательно, указанная выше группа отбирается водителем из элементов, размещенных в поле зрения.

Поэтому изменение дорожной обстановки в представлении водителя происходит в момент изменения картин, просматриваемых им в процессе движения. Под картиной подразумевается совокупность элементов дорожной обстановки, которая зрительно воспринимается водителем в отдельные моменты движения и некоторое время хранится в оперативной памяти. Появление новой картины происходит в случае поступления в поле зрения водителя нового элемента дорожной обстановки либо существенного изменения расстояния между элементами и водителем. Так, например, в процессе движения по дороге водитель, управляющий автомобилем, постоянно вступает во взаимодействие с другими автомобилями транспортного потока.

При этом в случае размещения встречного автомобиля на значительном расстоянии последний воспринимается как один из элементов дорожной обстановки, не представляющий для водителя особой опасности. Однако с момента въезда этого автомобиля в: зону непосредственного воздействия он приобретает для водителя) качественно новое значение, так как заставляет его запланировать и выполнить операции разъезда.