Прочность и деформативная устойчивость асфальтобетона

Требуемая шероховатость поверхности городских покрытий, в особенности на участках со значительными продольными уклонами, может быть достигнута: 1) устройством верхнего слоя асфальтобетонных покрытий из специально подобранных каркасных смесей, в которых минеральная часть состоит из прочных дробленых зерен щебня, иногда дробленого песка, взятых в количестве, достаточном для взаимного соприкосновения и создания жесткой пространственной системы; 2) поверхностной обработкой с применением однородного щебня размером до 15 мм; 3) втапливанием однородного высокопрочного щебня, предварительно обработанного органическими вяжущими, в верхний слой покрытия при его уплотнении; 4) добавлением в асфальтобетонную смесь щебня или крупнозернистого песка особо твердых пород, которые с течением времени начинают выступать на поверхности покрытия ввиду износа менее прочных частиц. Сдвигоустойчивость асфальтобетона может характеризоваться несколько видоизмененным уравнением Кулона Из уравнения видно, что повышение сопротивления асфальтобетона» сдвигу может быть обеспечено как за счет свойств минерального состава (tg ф, с), так и путем увеличения сил сцепления ев, зависящих, в основном, от концентрации и свойств асфальтового вяжущего вещества. На городских дорогах с интенсивным и тяжелым движением, особенно на участках остановки и торможения городского транспорта (перед перекрестками, перед остановками), первостепенное значение приобретает использование асфальтобетона повышенной сдвигоустойчивости, что достигается при каркасном асфальтобетоне. Последний обладает такой структурой минерального состава, что касательные нагрузки от колеса воспринимаются упругим минеральным каркасом, частицы которого контактируются между собой непосредственно или же через очень тонкую битумную прослойку. В этом случае внутреннее трение минерального остова практически достаточно для обеспечения устойчивости дорожного покрытия в жаркую погоду, при тяжелых нагрузках.